Разделы: Информация |

Методы оценки и их внедрение в учебный процесс последипломного образования

страницы: 48-49

И.С. Зозуля, М.В. Максименко, В.И. Боброва, Б.И. Слонецкий, А.И. Зозуля, Т.И. Ганджа, О.В. Иващенко, В.В. Орел, И.В. Вербицкий, О.Г. Крамарева, И.О. Тюлюкин, Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика, г. Киев

Введение. Процесс обучения – это специально организованная и смоделированная познавательная деятельность, охватывающая преподавание учителя и учение учащихся.

Преподавание – деятельность учителя в процессе обучения, которая предусматривает постановку цели сотрудничества с учениками и ее реализацию (сообщение новых знаний, организацию всех процессов, связанных с усвоением, закреплением, применением знаний, проверкой и оценкой результатов обучения).

Учение – деятельность ученика, результатом которой являются знания, умения, навыки, способы деятельности, готовность к самостоятельному обучению, творческому труду.

Использование и реализация системного подхода к процессу обучения позволяет педагогам выделить основные компоненты процесса обучения, конкретизировать их функции и определить взаимосвязи.

Процесс обучения включает целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты, которые вместе формируют полный цикл взаимодействия учителя и учащихся [1].

Составляющие образовательного процесса: цели, содержание и задачи обучения; формы, методы обучения; взаимодействие педагогов и учеников для осуществления обучения; контроль (оценка), самоконтроль, оперативное регулирование процесса обучения.

Актуальность. С развитием технологий ведущее место в организации процесса обучения перешло к его операционно-деятельностному компоненту, что обусловлено разработкой и внедрением большого количества интерактивных методик обучения, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий, которым в XXI веке уделяется значительное внимание педагогов. Однако следует отметить, что за последнее столетие общество сделало большой шаг не только в области развития технологий и роста общего уровня достатка, но и существенно продвинулось в сфере социального равенства.

Контроль (оценка) является неотъемлемым элементом образовательной деятельности. Контроль обеспечивает обратную связь с педагогами относительно эффективности, организации и проведения учебного процесса и обратную связь с учениками (интернами/слушателями) как мотивацию к активной познавательной деятельности. Стоит заметить, что в практике деятельности педагогов высшей школы широко используется термин «контроль за учебной деятельностью». Мы видим в этом рудименты авторитарной педагогики эпохи тоталитаризма, когда все и всё контролировали, проверяли, наказывали и т. д. С развитием демократического общества, построенного на принципах гуманизма, целесо­образно отказаться от термина «контроль» как эха авторитарности.

Оценивание учебной деятельности должно осуществляться с соблюдением определенных педагогических требований. Отдельные дидакты (A.M. Алексюк, Норман Е. Гронлунд и др.) называют их принципами [3]. К важнейшим принципам оценки относятся: плановость (анализ и оценка должны осуществляться не стихийно, а с соблюдением определенного плана); систематичность и системность (конкретизация запланированных результатов обучения, оценивание должно соответствовать структурным компонентам содержания изученного материала, проводиться на всех этапах образовательного процесса с использованием разнообразных методов оценки); объективность (оценка опирается на научно обоснованные критерии определения успешности, параметры исследования уровня обученности, выполняется квалифицированными специалистами, базируется на принципах гуманизма и демократизма); дифференцированность (учет индивидуальных возможностей интернов/слушателей: уровня обученности, их интеллектуальных способностей); открытость/наглядность (оценивание проводится по одинаковым критериям для всей группы оцениваемых, критерии оценки известны до ее начала, результаты оценки сообщаются, выполняется анализ результатов оценки (обратная связь – существенный фактор эффективного оценивания)).

Поэтому, принимая во внимание довольно частые и довольно значительные ошибки в организации оценки слушателей высшей школы в нашей стране [2], нами была поставлена цель: обеспечить максимально объективный и прозрачный процесс оценки в течение периода обучения.

Материалы и методы. В исследование были включены слушатели циклов специализации, стажировки и тематического усовершенствования кафедры медицины неотложных состояний (n = 25). В первую группу (контрольную, n = 15) вошли слушатели вышеназванных циклов, при обучении которых применялся общепринятый алгоритм оценки знаний и практических навыков. Вторую группу (n = 10) составили слушатели, в отношении которых был применен определенный кафедрой медицины неотложных состояний механизм оценки.

Результаты и их обсуждение. В разрезе выше­описанной проблемы объективизации субъективных оценок преподавателя и с целью максимального нивелирования «человеческого фактора» при оценке теоретических знаний и практических навыков слушателей кафедры медицины неотложных состояний были определены основные условия внедрения в учебный процесс разработанного способа объективизации оценки:

1. Преподаватели не закрепляются за определенной группой, а преподают только предварительно закрепленные за каждым темы, этому в нашем случае способствовала мультидисциплинарная структура кафедры медицины неотложных состояний.

2. Оценка слушателей проводится на каждом занятии.

3. Оценка уровня подготовки слушателей проводится по 5-балльной системе. Подход каждого преподавателя к оценке индивидуальный, но обязательна его неизменность в течение всего учебного периода.

4. Итоговые занятия (теоретические и практические) проводятся коллективом кафедры в полном составе.

5. Каждый преподаватель во время итогового занятия проводит оценку слушателей по 5-балльной системе относительно вопросов закрепленной за ним на кафедре тематики.

6. Обязательным является проведение независимого тестового контроля слушателей на базе НМАПО имени П.Л. Шупика, результаты которого куратор сообщает преподавателям только после окончания итогового занятия с целью уменьшения влияния субъективного компонента на результаты итогового оценивания.

После получения результатов текущего оценивания с целью определения рейтинга слушателей кураторами было проведено ранжирование по среднему баллу.

Средний балл для каждого слушателя исчислялся по текущим оценкам, полученным в течение прохождения цикла. Аналогичным образом происходит расчет и при проведении итоговых (теоретических и практических) занятий. Отдельной строкой выносятся результаты итогового тестового контроля.

Выводы. Таким образом, предложенный метод позволяет максимально объективно и справедливо оценить уровень усвоения теоретического материала и овладения практическими навыками, учитывая постоянно имеющиеся в работе преподавателя непедагогичные факторы, выявить недостатки в уровне усвоения материала слушателями, что в дальнейшем поможет оптимизировать операционно-деятельностный и содержательный компоненты учебного процесса.

Список литературы

1. Чайка В.М. Основы дидактики: учебное пособие / В.М. Чайка. – К.: Академвидав, 2011. – 238 с. – (Альма матер). – Библиогр.: с. 237-238.

2. Дубцова М.М. Организационно-педагогические основы оценивания учебных достижений студентов как фактор повышения качества обучения в вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / М.М. Дубцова. – Чита, 2007. – 233 c.

3. Основы педагогического оценивания: [учебно-методическое пособие] / Т.М. Канивец. – Нежин: Издатель ЧП Лы­сен­ко Н.Н., 2012. – 102 с.

Поделиться с друзьями: