сховати меню

Побочные действия антибиотиков группы цефалоспоринов в Украине Итоги 2005 года

А.П. Викторов, К.А. Посохова, Е.В. Матвеева, И.А. Логвина, Государственный фармакологический центр МЗ Украины

Родственные пенициллинам цефалоспорины являются антибиотиками широкого спектра действия. Существует несколько «поколений» этих антибиотиков согласно времени их появления, а также специфической активности, особенно по отношению к грамотрицательным бактериям, что представлено в таблице 1.
В последнее время использование этих антибиотиков так резко возросло, что его можно сравнить с первоначальной реакцией в мире на появление пенициллина.
По мнению Американской Медицинской Ассоциации (АМА), хотя цефалоспорины в целом эффективны и широко используются, препараты первого и второго поколений обычно «не считаются антибиотиками первого выбора для лечения большинства инфекций, поскольку имеются равноэффективные и менее дорогие альтернативные средства». Что касается цефалоспоринов третьего поколения, «требуются дополнительные клинические исследования, чтобы показать, что они так же надежны, как уже проверенные терапевтические средства». Поэтому превалирует мнение о том, что цефалоспорины можно использовать только для строго определенных показаний. Применение препаратов должно быть жестко контролируемым, поскольку чрезмерное их использование способствует появлению резистентных микроорганизмов, и, таким образом, напрасному расходованию качественных дорогих лекарственных средств (ЛС).
Цефалоспорины широко используются в хирургической практике, в частности для профилактики хирургических инфекций. Они не обязательно являются препаратами выбора при какой-либо педиатрической инфекции, хотя и обеспечивают полезные альтернативы лечения во многих ситуациях. 
АМА вторит этим словам, говоря об общем использовании цефотаксима или других цефалоспоринов третьего поколения, а также подчеркивает, что «необходимы дополнительные клинические исследования, прежде чем можно будет дать конкретные рекомендации по использованию». 
Для цефалоспоринов характерен ряд общих системных проявлений побочных действий (ПД):
1. Общие и токсические реакции концентрируются, в основном, вокруг нефротоксичности этих ЛС.
2. Реакции повышенной чувствительности проявляются преимущественно в виде анафилаксии и других проявлений лекарственной аллергии. Особое значение имеет перекрестная аллергия (табл. 2), поэтому больные, имевшие ранее аллергические реакции на пенициллины, не должны получать цефалоспорины.
3. Канцерогенное действие не описано.
4. ПД со стороны сердечно-сосудистой системы связаны преимущественно с развитием тромбофлебита и его фатальных осложнений.
5. Нарушения со стороны нервной системы возникают при в/в введении препаратов данной группы в виде психомоторного возбуждения, галлюцинаций, экстрапирамидного синдрома, энцефалопатии. Больные с почечной недостаточностью являются группой риска по отношению к развитию указанных выше осложнений.
6. Со стороны системы кроветворения наиболее значимыми и чаще всего встречающимися ПД являются агранулоцитоз, нейтропения; реже – тромбоцитопения, а также нарушение гемостаза.
7. Типичным осложнением со стороны печени является изменение уровня АсАТ и АлАТ при назначении цефалоспоринов.
8. Пероральное применение цефалоспоринов может приводить к развитию диспептических явлений, тошноты, рвоты, диареи. Описаны случаи развития псевдомембранозного колита и кандидоза.
9. Осложнения со стороны мочевыделительной системы проявляются в виде нефротоксичности.
10. Цефалоспорины не оказывают влияния на плод.
Наибольшее практическое значение из перечисленного выше имеют аллергические реакции, изменения кроветворения, нарушения функций печени и почек, дисбиоценоз и суперинфекция, местные реакции и влияние на ЦНС (К.А. Посохова, А.П. Викторов, 2005).
Аллергические реакции встречаются в 2-18% случаев, в соответствии со степенью риска их возникновения препараты цефалоспоринов можно расположить в следующем порядке: цефтриаксон > цефоперазон > цефокситин > цефтазидим > цефотаксим > цефуроксим. Чаще всего наблюдается макулопапулезные или кореподобные сыпи, лихорадка, реже – крапивница или сывороточноподобные реакции, анафилактический шок. Представители І и ІІ генерации вызывают ПД чаще, ІІІ и ІV поколения– реже.
Дисбактериоз и суперинфекция считаются одними из наиболее опасных осложнений при применении (особенно внутреннем) цефалоспоринов.
Для некоторых препаратов, прежде всего І генерации, которые элиминируются путем экскреции почечными канальцами, характерно отрицательное влияние на функцию почек. В результате этого может развиваться острый интерстициальный нефрит, острый канальцевый некроз с последующей олигурией и уремией, обратимого и необратимого характера. 
Кроме того, цефалоспорины могут быть причиной развития гематурии и обратимой неолигурической почечной недостаточности.
Гепатотоксичность указанных антибиотиков проявляется повышением выхода печеночных ферментов (АсАТ, АлАТ, щелочной фосфатазы) в кровь, безжелтушного гепатоза и внутрипеченочного холестаза. У детей в возрасте до 1 года описаны случаи ядерной желтухи.
Большие дозы препаратов являются причиной энцефалопатии, что требует «прикрытия» данных осложнений транквилизаторами и седативными ЛС.
Назначение цефалоспоринов лицам, которые лечатся от хронического алкоголизма, может усиливать антабусоподобное, дисульфирамоподобное действие.
Цефалоспорины не противопоказаны ни в одном из триместров беременности, однако их применение должно быть всегда взвешено в соответствии с критерием польза/риск. Кормящим грудью женщинам назначение цефалоспоринов должно быть ограничено.
В своей структуре цефалоспорины, как и пенициллины, имеют β-лактамное кольцо, что обусловливает вероятность возникновения у 2-10% больных перекрестных аллергических реакций с пенициллинами. При этом могут развиваться анафилактический шок, крапивница, ангионевротический отек, генерализованная эритема, макулезно-папулезная экзантема, лихорадка, эозинофилия. У людей с повышенной чувствительностью к пенициллину аллергические реакции на цефалоспорины развиваются в 5-6 раз чаще. Из-за наличия перекрестных реакций с пенициллинами исключается применение этих препаратов при аллергии к пенициллину. 
На цефалоспорины аллергические реакции (крапивница, отек Квинке, кореподобная сыпь, лекарственная лихорадка, эозинофилия, сывороточная болезнь, бронхоспазм, анафилактический шок) встречались реже, чем на антибиотики пенициллинового ряда (у 1-3% больных). В порядке снижения риска аллергических реакций препараты расположены следующим образом: цефтриаксон > цефоперазон > цефокситин > цефтазидим > цефотаксим > цефуроксим. Выявлена высокая вероятность развития перекрестных реакций на цефалоспорины у больных с аллергией на пенициллин, она наиболее высока (10-15%) для цефалоспоринов I поколения и минимальна (1-2%) для препаратов III-IV поколений. Тяжелые аллергические реакции на цефалоспорины встречались крайне редко.
По данным ГФЦ МЗ Украины (по состоянию на 01.09.2005 г.), в структуре ПД, которые вызывают антибиотики и другие противомикробные препараты, цефалоспориновые ЛС составляют 23,1% случаев. Среди основных представителей этих ЛС, разрешенных к медицинскому применению в Украине, наибольшее количество случаев зарегистрировано при назначении цефазолина (45,3%), цефтриаксона (34,5%) и цефотаксима (12,0%). Наибольшее количество ПД отмечалось при назначении препаратов отечественного производства, которые превосходят зарубежных производителей на украинском фармацевтическом рынке по показателям объемов продаж. В сравнении с представителями антибиотиков других групп, случаи ПД при применении цефалоспоринов занимают второе место (22,8%) после пенициллинов. Среди системных проявлений ПД при медицинском применении цефалоспоринов доминировали различные по клиническим проявлениям аллергические реакции (84,6%). Необходимо подчеркнуть, что причинно-следственная связь в среднем для препаратов этой группы была установлена в 71,7% случаев. В 54,9% – препарат был отменен, из них в 41,7% случаев необходимо было проведение дополнительной фармакотерапии.
Без сомнения можно считать цефалоспориновые антибиотики одним из достижений второй половины ХХ века в области противомикробной химиотерапии. Однако, как и многие их «собратья» по фармакологической группе, цефалоспорины не лишены недостатков, проявления которых возрастают по мере продолжительности их медицинского применения в мире. Поэтому соблюдение принципов использования ЛС, сформулированных в документах ВОЗ, как для масштабов национальных служб здравоохранения, так и повседневной практики врача, тщательный контроль за безопасностью – залог того, что качество жизни пациентов будет максимально обеспечено при применении лекарственных препаратов.

Литература
1. Березняков И.Г. Клинико-фармакологическая характеристика аминогликозидов // Клин. антибиотикотерапия. – 2002. – № 5 (19). – С. 18-24.
2. Кузнецова С.М. Амикацин – полусинтетический аминогликозид ІІІ поколения // Антибиотики и химиотерапия. – 2002. – Т. 47. – № 5. – С. 30-41.
3.Посохова К.А., Вікторов О.П. Побічна дія антибіотиків аміноглікозидов: сучасний погляд на проблему // Фармацевтичний журнал. – 2005. – № 2. – С. 57-58.
4. Посохова К.А., Вікторов О.П. Антибіотики (властивості, застосування, взаємодія): Навч. посібник. – Тернопіль: ТДМУ, 2005. – 296 с.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2006 Рік

Інші проекти видавничого дому «Здоров'я України»